Arms
 
развернуть
 
630091, г. Новосибирск, ул. Писарева, д. 35
Тел.: (383) 221-95-30 (ф.)
oblsudnso@nsk.raid.ru
схема проезда
630091, г. Новосибирск, ул. Писарева, д. 35Тел.: (383) 221-95-30 (ф.)oblsudnso@nsk.raid.ru
Обращения в электронном виде подаются в суды посредством заполнения формы, размещенной на официальных сайтах судов в сети "Интернет" Подробнее
Схема проезда:

                       Часы работы:
Понедельник
8:00-17:00
Вторник, среда, четверг
8:00-16:30
Пятница
8:00-16:00
Перерыв на обед
12:00-12:30
Суббота, воскресенье
выходной

Телефоны инстанций:
(код города 383)
Общественная приемная
221-58-10
Приемная председателя суда
221-17-72, 221-95-30 (факс)
Канцелярия по уголовным делам первой инстанции
221-26-64
Канцелярия по уголовным делам апелляционной инстанции
218-46-08
Канцелярия по гражданским делам первой инстанции
227-14-32
Канцелярия по гражданским делам апелляционной инстанции
221-96-56
Канцелярия по административным делам
227-09-84
Канцелярия суда присяжных221-51-21
Архив221-98-36
Экспедиция221-98-36

 
Реквизиты для оплаты государственной пошлины




ПРЕСС-СЛУЖБА
Материал от 30.08.2017
Возможности медиации в ювенальной юстицииверсия для печати

Возможности медиации в ювенальной юстиции

 

председатель Новосибирского областного суда

 

 

В современной России формирование всесторонне развитого, физически здорового, образованного, социально подготовленного молодого поколения является одной из основных стратегических задач развития гражданского общества и правового государства.

Решение этих задач напрямую связано с конструктивным взаимным сотрудничеством органов судейского сообщества и образовательных учреждений среднего и высшего звена.

Правовое воспитание, формирование законопослушного гражданина, повышение правовой культуры и юридической грамотности молодежи, формирование уважительного отношения к правовым и нравственным институтам общества – именно эти цели ставит перед собой сегодня «Школа правосудия» - проект, реализуемый на базе Новосибирского областного суда.

В рамках проекта судами города Новосибирска и Новосибирской области постоянно осуществляются мероприятия, направленные на повышение уровня правового воспитания молодежи, профилактики совершения правонарушений среди подростков.

Наиболее распространенными формами деятельности, осуществляемой в рамках проекта "Школа правосудия", являются посещение областного и районных судов с экскурсиями, проведение круглых столов (как со школьниками и студентами, так и с преподавателями), участие в конференциях, проведение мастер-классов, лекций, семинаров, дискуссий, олимпиад.

Судьями Новосибирского областного суда систематически проводятся "открытые уроки", на которые приглашаются школьники и студенты различных учебных заведений города.

Указанные формы взаимодействия участников проекта способствуют передаче накопленного профессионального опыта, помогают сформировать заинтересованность в дальнейшем развитии предложенных идей правосудия у обучающихся, а также позитивное отношение к российской судебной системе, побуждают ребят принять активное участие в обсуждении тех или иных проблем с целью реализации своего творческого потенциала.

Интересной и познавательной формой взаимодействия школьников, учащихся образовательных учреждений среднего профессионального образования и высших учебных заведений и судей являются так называемые игровые "судебные процессы".

Одной из задач, разрешение которых необходимо при реализации проекта, является ознакомление старшеклассников, учащихся колледжей, техникумов, вузов с законодательством Российской Федерации. 

Главной же профилактической задачей является предоставление молодежи информации о последствиях деяний, совершение которых запрещено законодательством Российской Федерации, необдуманного поведения в той или иной жизненной ситуации, предостережение от совершения негативных поступков.

Реализация указанной системы просветительских и социально-педагогических мероприятий "Школы правосудия", адресованных учащимся, родителям, педагогам, должна способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции общества, отрицательному отношению к правонарушениям, предупреждению опасности необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.

Основной идеей проекта является стремление оказать содействие школьникам и студентам в освоении специальных умений и навыков, научить законным и нравственным способам защиты своих прав и свобод, в связи с чем, безусловно, судьями Новосибирского областного суда планируется  активная деятельность, направленная на правовое воспитание молодежи, и в будущем.

Работа с несовершеннолетними, правовое воспитание и просвещение остаются одним из приоритетных направлений деятельности Новосибирского областного суда из года в год.

Новосибирским областным судом осуществляется сотрудничество с Центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при ГУ МВД России по Новосибирской области, в котором, в частности, в декабре 2016 года было проведено выездное совещание, нацеленное на решение актуальных проблем по вопросам, возникающим при рассмотрении судами материалов о помещении несовершеннолетних лиц в указанный Центр.

Регулярно проводятся круглые столы по ювенальной юстиции, посвященные обсуждению вопросов реализации методов и форм дружественного к ребенку правосудия и обеспечения благополучия детей, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

В ходе таких встреч обсуждаются вопросы использования при рассмотрении судебных дел с участием несовершеннолетних специальных ювенальных технологий, среди которых такие, как введение специализации судей по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних, обязательное привлечение к участию в судебном процессе социальных педагогов и психологов, активное взаимодействие суда с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, привлечение общественных организаций для проведения с несовершеннолетним профилактических мероприятий.

Мы не можем закрывать глаза на появившееся объединение "Арестантский Уклад Един", которое собирает все больше участников, как правило, детей и подростков. Это преступное объединение осуществляет контроль над учебными заведениями во многих регионах России, пропагандирует тюремные понятия и поведение в условиях криминогенной среды, романтизацию криминального образа жизни, совершение издевательств, как над детьми, так и взрослыми людьми, подвергшимся нападению членов так называемых "банд".

Только совместными усилиями всех органов государственной власти и общественных сообществ возможно остановить это крайне опасное явление и предотвратить столь вопиющие, необычайно жестокие случаи. Конечно, все мы осознаем стремительность разрастания таких преступных подростковых групп, зачастую опережающую или полностью нивелирующую меры профилактического характера и прилагаемые усилия, но не реагировать и самоустраниться от этой сложной ситуации мы не имеем морального права. 

Судьям и работникам аппарата судов следует разъяснять школьникам нормы Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ, рассказывать об ответственности за преступные деяния, способствовать занятости подростков, правовому просвещению, прививанию этических и нравственных ценностей.

Не обойтись здесь без профессиональной помощи психологов, педагогов, инспекторов по делам несовершеннолетних, которые должны активно работать с детьми, особенно из неблагополучных семей, постоянно контролировать их поведение, своевременно предпринимать эффективные меры профилактического характера, когда еще возможно помочь ребенку, попавшему под чье-то негативное влияние или оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

Отдельное внимание уделяется и вопросу активного содействия судов внедрению процедуры медиации при разрешении конфликтов, в том числе, с участием детей.

Примирительное разрешение споров имеет большое преимущество перед судебным порядком по той причине, что оно основывается на доброй воле конфликтующих сторон и на согласовании их интересов, нормализует и восстанавливает отношения. Медиация способна обеспечить оперативную, неформализованную и конфиденциальную процедуру урегулирования спора. Совокупность используемых медиатором приемов и техник, а также все его профессиональные навыки и опыт позволяют всесторонне исследовать возникшую проблему. Медиатор помогает людям наладить между собой диалог, услышать друг друга и самим выработать решение по существу спора

Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", как известно, вступил в силу с 1 января 2011 года. Одной из целей, преследуемых законодателем при принятии Закона о медиации, являлась оптимизация судопроизводства через уменьшение количества дел, рассматриваемых судами всех уровней, повышение качества правосудия и уровня гарантий гражданских прав, в том числе права на судебную защиту.

Судебная система постоянно работает со всевозрастающими нагрузками. Одна из основных причин этого – отсутствие отлаженной системы альтернативных способов и средств разрешения споров и урегулирования конфликтов.

На значимость процедуры медиации и положительный эффект от ее применения неоднократно обращалось внимание Верховным Судом Российской Федерации. Были отмечены такие положительные качества процедуры медиации, как небольшой срок урегулирования конфликта, отсутствие необходимости собирать доказательства, привлекать свидетелей, назначать экспертизу и т.д.

В отличие от судебного разбирательства при проведении процедуры медиации не может быть третьих лиц, заявляющих или не заявляющих самостоятельные требования. Все субъекты, чьи права затронуты спорным правоотношением, могут принимать участие в урегулировании споров посредством медиации как равноправные участники переговорного процесса. При этом медиатор не является субъектом спорного правоотношения и не может быть представителем одной из сторон. Он выступает в качестве посредника, с помощью которого стороны самостоятельно и добровольно принимают решение.

Несмотря на то, что Федеральный закон № 193-ФЗ вступил в силу в 2011 году, практика обращения граждан к услугам медиаторов все еще является незначительной.

Причинами низкой популярности примирительных процедур называются: организационные (к примеру, отсутствие медиаторов; отсутствие распространенной практики использования медиации; отсутствие в суде помещений, которые можно было бы предоставлять для проведения примирительных процедур; необязательность проведения процедуры медиации до обращения в суд), экономические (к примеру, высокая стоимость услуг профессиональных медиаторов; отсутствие стремления у судебных представителей к примирению сторон, поскольку это существенного снижает размер оплаты их услуг) и субъективные (психологические).

На отдельные затруднительные моменты в реализации процедуры медиации обращается внимание не только Верховным Судом Российской Федерации, но и представителями современной доктрины.

Так, например, одной из причин, которая не способствует широкому распространению медиации в качестве способа урегулирования спора между сторонами, специалисты называют отсутствие законодательного регулирования некоторых положений о проведении данной примирительной процедуры[1].

Однако, несмотря на все вышеперечисленные сложности, очевидно, что необходимо способствовать развитию медиативных процедур, поскольку урегулирование спора путем медиации, безусловно, имеет ряд преимуществ как для сторон, так и для судов.

Медиация является одним из способов снижения нагрузки на судей, позволяет упростить процедуру разрешения споров, не требующих обращения в качестве арбитра к государству[2].

С другой стороны, процедура медиация помогает лицам, участвующим в деле, примириться, прекратить все имеющиеся разногласия путем принятия взаимоприемлемого решения, и в дальнейшем сохранить нормальные взаимоотношения. Так, на данный момент среди граждан происходит постепенное осознание подлинной ценности и необходимости в использовании возможностей медиации.

Представляется, что активное введение медиации необходимо при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, при условии наличия возможности завершить судебное разбирательство путем примирения сторон.

Суть ювенальной юстиции, как известно, заключается в том, что несовершеннолетний рассматривается не как объект для репрессии, а как субъект для социальной реабилитации. Дела с участием несовершеннолетних должны рассматривать судьи, подготовленные работать с детьми, помогать им. Для воспитания законопослушных детей, повышение уровня правового воспитания необходимо настойчиво и последовательно, системно и доброжелательно объяснять правила поведения.

Одной из наиболее эффективных форм ювенальных технологий предлагается рассматривать использование при отправлении правосудия в качестве специалистов психологов, социальных педагогов, что является востребованным, как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве.

Безусловно, с целью распространения процедуры медиации, сторонам следует пояснять процессуальные преимущества ее проведения, существо указанного института, последствия примирения[3].

В этой связи следует помнить о том, при рассмотрении дела судьи выполняют руководящую роль, именно на судью возлагается обязанность по принятию мер для того, чтобы стороны заключили мировое соглашение, в том числе по результатам проведения медиации. Сторонам необходимо разъяснять, в каких случаях возможно проведение процедуры медиации, а также акцентировать их внимание на том, что процедура медиации может применяться не только до обращения в суд, но и после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства, то есть после возбуждения дела судом.

Несомненно, судья более чем кто-либо другой может содействовать обращению сторон к медиации. Но нельзя не согласиться со специалистами, которые убеждены в недопустимости возложения всей ответственности за внедрение медиативных процедур исключительно на суды.[4] В данном направлении необходимо двустороннее сотрудничество, заинтересованность и инициативность в разрешении общих задач.

Вне зависимости от того, какую роль играют судьи в процессе использования и развития альтернативных способов разрешения споров, просто разъясняя или активно способствуя их применению, решение вопроса о внедрении медиативных процедур должно строиться на основе сотрудничества судебной системы с организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Таким образом, следует подчеркнуть, что судам и сообществу медиаторов необходимо продолжать деятельность по распространению и активному внедрению процедуры медиации в силу того, что данный институт не только способствует повышению качества рассмотрения дел судом, но и ликвидирует разногласия между сторонами, способствует примирению, обеспечивает установление стабильности в межличностных отношениях, повышает уровень правовой культуры населения.



[1] Малявина Н.Б. Проблемы применения Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193 – ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // «Юрист», 2013, № 8.

[2] Соловьев А.А., Филиппов Ю.М. Об актуальных проблемах и некоторых перспективах использования альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): российский и европейский опыт // «Судья», 2015, № 1.

[3] Николюкин С.В. Правовые технологии посредничества (медиации) В Российской Федерации // «Юстицинформ», 2013.

[4] Потапенко Н.С. Проблемы и перспективы применения медиации в целях примирения сторон после начала судебного разбирательства// Судебные Ведомости. Журнал Краснодарского краевого суда, Управления Судебного департамента при Верховном Суде в Краснодарском крае, Совета судей Краснодарского края, Арбитражного суда Краснодарского края, Северо-Кавказского филиала «Российского государственного университета правосудия». Выпуск № 3-4 (49-50), 2014.

опубликовано 30.08.2017 07:01 (МСК), изменено 13.04.2023 06:59 (МСК)
Обращения в электронном виде подаются в суды посредством заполнения формы, размещенной на официальных сайтах судов в сети "Интернет" Подробнее
Схема проезда:

                       Часы работы:
Понедельник
8:00-17:00
Вторник, среда, четверг
8:00-16:30
Пятница
8:00-16:00
Перерыв на обед
12:00-12:30
Суббота, воскресенье
выходной

Телефоны инстанций:
(код города 383)
Общественная приемная
221-58-10
Приемная председателя суда
221-17-72, 221-95-30 (факс)
Канцелярия по уголовным делам первой инстанции
221-26-64
Канцелярия по уголовным делам апелляционной инстанции
218-46-08
Канцелярия по гражданским делам первой инстанции
227-14-32
Канцелярия по гражданским делам апелляционной инстанции
221-96-56
Канцелярия по административным делам
227-09-84
Канцелярия суда присяжных221-51-21
Архив221-98-36
Экспедиция221-98-36